Суд Биев

Версия для печатиВерсия для печати

Суд Биев

Облик современной казахстанской судебно-правовой системы формировался в плоскости новой истории, она во многом заимствована, стандартизирована, интегрирована в мировую правовую систему. Но было время в истории нашего народа, когда на огромном пространстве средневековой государственности казахов сформировалось и просуществовало не одно столетие уникальное по своей сути и предназначению древнее казахское право, которое достойно того, чтобы и сегодня служить высоким стандартом правосудия, обогатить, одухотворить процесс становления судебной системы республики.

В Алматы состоялось знаменательное в своей беспрецедентности событие — международная научная конференция «Казахский суд биев — уникальная судебная система», посвященная этому правовому институту древней степи.

Конференция стала весьма значимым событием в научной и правовой жизни страны. Форум объединил около двухсот пятидесяти известных отечественных и зарубежных ученых в области юриспруденции, истории, филологии, философии из России, Китая, Индии, Японии, Великобритании и многих других стран — исследователей становления и развития правовых систем. Верховный суд РК поддержал стремление ряда казахстанских ученых вывести исследование уникального суда биев из узких стен учебных заведений и начать масштабный диалог с мировой общественностью, признавая общекультурную ценность правовой системы кочевой цивилизации.

Богатейшей и очень интересной была тематика предложенных к обсуждению вопросов, касающихся роли казахского суда биев в контексте мирового цивилизационного процесса, его экономических, социальных, институциональных аспектов, современной национальной значимости понимания этноантропологических источников казахского права, ораторского искусства и красноречия биев, целых пластов, связанных с письменными восточными памятниками по истории судебной системы, с регулированием отдельных видов споров, согласительных процедур, даже гендерного анализа.

Обращение к национальным истокам, сознанию и исторической памяти народа, общепризнанным моральным и человеческим ценностям вовсе не случайно. Сегодня, когда Казахстан становится равноправным партнером мирового сообщества, вопросы адекватной реализации фундаментальных положений о справедливом и доступном правосудии приобрели особую значимость. Это диктует свои требования не только к содержанию правовых предписаний, но и к уровню правовой культуры общества в целом и каждого гражданина.

И в этом контексте, безусловно, значение института суда биев в формировании государственности и правовой культуры казахстанского общества трудно переоценить. Великие казахские бии оставили нам богатое духовное наследие, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Чего, например, стоит одно только высказывание известного русского исследователя ХIХ века В. Григорьева, который писал: «...у них (казахов. — Авт.) возникли такое превосходное судопроизводство и такие порядки следственного и судебного процесса, каким могут позавидовать многие издавна цивилизовавшиеся народы». Немало лестных отзывов о казахском суде биев и биях мы найдем в работах и других русских обозревателей Степного края. И эти утверждения имеют место быть, поскольку сформировавшееся в недрах кочевого общества казахское правосудие в силу своей уникальности снискало всеобщее признание и заслуженно получило звание «Золотого века правосудия». В памяти народа Золотой век связан именно с периодом расцвета правосудия биев и торжества законности, пришедших на время царствования Тауке-хана. Суд биев стал важнейшим институтом государства, его опорой, играя консолидирующую роль в жизни казахского общества. И это стало мощным фактором сохранения государства, обеспечения единства казахских кочевников. В это же время увидели свет знаменитые правовые уложения «Жетi Жаргы».

Суд биев, как суд высокой морали, строился и основывался на таких фундаментальных принципах, составляющих его незыблемые основы, как неподкупность судьи, справедливость как суть и моральная ориентация судебных решений, доступность и публичность суда, владение судьей ораторским искусством как средством доказывания и обоснования судебного решения, ориентированность суда на примирение сторон и полное возмещение причиненного правонарушением ущерба. Одна из ярких особенностей суда биев — в его духовности: духовное содержание рассматриваемых споров всегда превалировало, бии старались придерживаться в первую очередь моральных установок, сложившихся в обществе.

Лучше всего правосудие древних казахов, я думаю, можно охарактеризовать определением «народный». Авторитет биев держался на народном признании, по существу, это было и охранной грамотой, и своего рода «лицензией» бия на отправление правосудия. Бии являлись главными носителями норм права казахов, выполняли практически все правовые функции государства: знатоки, интерпретаторы и охранители существовавших законов, реформаторы и законодатели, советники ханов и султанов. Главным принципом их деятельности был принцип справедливости. Интересы народа были для них превыше каких-то узких местных интересов. Знаменитый Айтеке-би говорил: «Моя жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только моя смерть». При таком мощном посыле суд биев обладал совершенным, максимально упрощенным и действенным судопроизводством. Чокан Валиханов приводит занимательный факт, ярко характеризующий эффективность бийского правосудия: русские истцы и ответчики во многих случаях предпочитали русскому следствию суд биев. И таких фактов зарегистрировано сотни.

Разумеется, современные реалии намного отдаляют нас от прошлого, и невозможно механически перенести давние традиции в сегодняшний день, хотя иногда слышатся и такие предложения, особенно когда речь идет о третейских, мировых судах или институте досудебного примирения. Но, несомненно, мы многое можем и должны почерпнуть из богатейшего наследия суда биев. Самое главное и ценное — исторические уроки призваны помочь нам возродить нравственные начала в воспитании достойных судейских кадров, в судопроизводстве. Вовлечение в орбиту судебного правоприменения таких инструментов, как правовые обычаи и принципы, этических категорий предполагает соответствующий уровень образования и мышления судьи, его высокую моральную и гражданскую ответственность.

Именно поэтому сейчас перед нами стоит задача возбудить интерес к изучению богатого наследия, наследия уникального, имеющего общемировую ценность. Прошедшая конференция — первый и очень важный шаг на этом пути. Группа отечественных ученых-правоведов проделала поистине колоссальную работу по восстановлению огромного пласта истории, касающегося древнего права казахов. Их многолетнее исследование, вылившееся в многотомник «Мир древнего права казахов», трудно переоценить. Ведь наследие казахского суда биев — это не только историческая память нашего народа, но и ценностный материал, выходящий за национальные рамки, имеющий всеобщую значимость. Я уверен, что этот труд ляжет в основу многих учебников, вернет нас к истокам казахского права. Уже сейчас среди широких кругов заинтересованной общественности есть мнение, что в истории казахской государственности правосудие биев сыграло такую же роль, как, скажем, римское право для западной культуры и современного права. И с этим, я думаю, трудно не согласиться. Как, к примеру, рассказал на конференции профессор Российской академии наук Г. Югай. Возглавляемый им центр научных исследований РАЕН вот уже более десяти лет занимается изучением развития евразийской цивилизации. Очередной том результатов исследований, который готовится к выпуску, будет посвящен казахскому суду биев.

Историческое значение суда биев в том, что он был своего рода эталоном правосудия. Гласность как необходимое условие нормального функционирования кочевой демократии, свободное общественное мнение, отвечающее только требованиям исконных традиций и обычно-правовых норм, наконец, прочное утверждение принципа справедливости, стоящего выше всяких законов, — вот, наверное, те безусловные гарантии, которые обеспечивал суд биев, которому безоговорочно верили. Судебная тяжба начиналась там, куда люди приходили в поисках разрешения спора. А приходили они только к тем, чьему мнению доверяли. Это был истинный цвет народа, концентрирующий в себе всю кладезь народной мудрости и духовности.

Мы гордимся тем, что живем на земле с богатым прошлым, давшей миру совершенно уникальное наследие. В этом смысле реализовать ключевую идею конференции — всестороннее обсуждение значимости роли и статуса биев, оценка казахского суда биев как имеющего цивилизационное значение и общекультурную ценность, дать импульс новым познаниям и открыть просторы для новых исследований, я думаю, форуму удалось.

Кайрат Мами,председатель Верховного суда РК