В последние годы количество рассмотренных судами дел по спорам, вытекающим из публично-правовых отношении, снизилось. Вместе с тем, значительная часть обжалованных решений приходится именно на дела названной категории.
Данное обстоятельство не вызывает особых вопросов, поскольку это наиболее актуальные и резонансные дела, по результатам рассмотрения которых суды разрешают споры между гражданами (юридическими лицами) и субъектами власти о законности действий последних.
Как известно, рассмотрение указанных споров в нашей стране осуществляется в рамках гражданского процесса и регламентируется главой 27 действующего Гражданского процессуального кодекса РК. В проекте ГПК производствам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих посвящена глава 29. Сохранив основные положения действующего процессуального закона, разработчик проекта кодекса ввел новые институты и положения, направленные в целом на обеспечение эффективной судебной защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.
Так, в ч. 1 ст. 292 проекта кодекса указано, что в случаях, когда законодательными актами установлено рассмотрение обращения вышестоящим органом, организацией, должностным лицом, комиссиями или омбудсменом, заявление гражданина и юридического лица подается в суд после соблюдения такого порядка обращения.
Введение по рассматриваемой категории дел института досудебного урегулирования споров дает дополнительную возможность по обжалованию правового акта, действия (бездействия) без несения затрат по оплате государственной пошлины. Помимо этого, если при рассмотрении дела суд не вправе оценивать целесообразность принятого решения, совершенного действия (бездействия), то при разрешении жалобы заявителя вышестоящий орган проверяет ее не только на предмет их правомерности, но и целесообразности.
Также это позволит более оперативно разрешить возникший публично-правовой спор. Вышестоящий государственный орган в пределах евреи компетенции, в ходе рассмотрения жалобы на решения или действия (бездействие) нижестоящего органа имеет возможность в наиболее короткий срок (один месяц) выявить и устранить нарушения, восстановив нарушенное право, а при необходимости провести повторную проверку.
С целью обеспечения защиты прав лица, обратившегося с заявлением в суд, в ч. 3 ст. 293 проекта установлено, что по ходатайству этого лица копия определения о принятии заявления к производству суда может быть выдана ему для представления в орган или должностному лицу, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются.
Расширение процессуальных прав заявителя путем введения в законодательство данной нормы согласуется с п. 4 ст. 8 Закона РК «Об административных процедурах». Так, подача заинтересованными лицами заявления об отмене, изменении или приостановлении действия правового акта в вышестоящий государственный орган или в суд приостанавливает действие правового акта до принятия соответствующего решения. Следовательно, в случае представления в орган или должностному лицу надлежащим образом оформленной копии определения суда о принятии заявления к производству суда орган или должностное лицо в силу закона не вправе исполнять оспоренный правовой акт.
Еще одно важное положение предусмотрено в 2 ст. 294 проекта кодекса. Данная норма, помимо общего правила о том, что пропуск трехмесячного срока для обращения с заявлением в суд не является основанием к отказу в принятии заявления, содержит существенное указание. Ходатайство о восстановлении пропущенного трехмесячного срока либо о применении этого срока рассматривается в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Если срок не восстановлен, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления. То есть при подаче заявления с пропуском установленного законом срока судом первоначально исследуются причины его пропуска и разрешается вопрос о возможности его восстановления при наличии ходатайства заявителя либо при наличии заявления органа (должностного лица) разрешается вопрос о применении этого срока. Установив, что причины пропуска срока являются неуважительными и отсутствуют основания для его восстановления, суд, не рассматривая дело по существу спора, выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.
Для установления факта пропуска срока, его причин не требуется длительного времени, поэтому судом решение может быть вынесено на предварительном судебном заседании.
В ч. 3 ст. 296 проекта указано, что суд вправе по своей инициативе истребовать у лиц, чьи решения (действия, бездействие) оспариваются, все документы и материалы, на основании которых принималось оспариваемое решение (действие, бездействие). Непредставление в суд истребованных материалов без уважительных причин влечет правовые последствия, предусмотренные ч. 9 ст. 73 проекта кодекса, а именно, если сторона удерживает у себя истребуемое судом доказательство и не представляет его по запросу суда в установленный судом срок, предполагается, что содержащиеся в нем сведения направлены против интересов этой стороны и считаются ею признанными.
Таким образом, принятие нового Гражданского процессуального кодекса позволит повысить эффективность рассмотрения судами гражданских дел, положительно скажется на качестве отправления правосудия, обеспечении защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов участников процесса.